Украинцы всего мира переживают за Надежду Савченко. Тема №1 национальных СМИ.
Этим же в значительной мере занят украинский МИД. Дело Савченко — объект для анализа, обсуждения. Политического пиара в конце концов. Сомнения в оправданности такого внимания данному процессу у меня начали возникать несколько недель назад. То есть работать надо. Но есть ли это темой № 1 для украинской внешней политики? Сегодня, читая подборку Al Jazeera, просматривая российские и европейские СМИ я словил себя на неприятной мысли. Дело Савченко — не есть проявлением иррациональной ненависти Путина. Наоборот. Это исключительно рациональный, просчитанный проект. Целью которого является отвлечение внимания от более важных процессов. Увы, план Кремля пока срабатывает. Почему?
Этим же в значительной мере занят украинский МИД. Дело Савченко — объект для анализа, обсуждения. Политического пиара в конце концов. Сомнения в оправданности такого внимания данному процессу у меня начали возникать несколько недель назад. То есть работать надо. Но есть ли это темой № 1 для украинской внешней политики? Сегодня, читая подборку Al Jazeera, просматривая российские и европейские СМИ я словил себя на неприятной мысли. Дело Савченко — не есть проявлением иррациональной ненависти Путина. Наоборот. Это исключительно рациональный, просчитанный проект. Целью которого является отвлечение внимания от более важных процессов. Увы, план Кремля пока срабатывает. Почему?
Начнём с проекта «Новороссия».
В Украине проект «Новороссии» накрывается медным тазом. РФ под санкциями. Которые достаточно быстро вымывают ресурсную базу Путина. Речь не только о деньгах. Это и рынки это и военная отрасль. Это и управляемость собственной страной и пресловутые «ликующие толпы подданных».
При этом уйти из Украины и оставить её в покое нельзя – слишком много завязано на успех «усмирения малороссов». Грубо говоря, если «Малороссия» исчезнет и возникнет сильная и современная и динамичная Украина — можно начинать писать текст выступления на могиле «Российской империи». В любом её проявлении.
С другой стороны если Украина и дальше останется виртуально распаёванной на регионы и зоны влияния, обвешанной системой «сдержек» которые делают невозможным резкий технологический, политический рывок — Путин может накрывать праздничный стол.
Вопрос лишь в том, как это сделать. И на какие тактические уступки может пойти РФ для реализации своих стратегических планов.
Одним из вариантов, гарантирующих защиту интересов РФ, является «федерализация» Украины. Можно даже без слов «федерация». Главное, чтобы были сферы влияния, отсутствовала единая внутренняя и внешняя политика. И, самое главное, чтобы постоянно «висела» угроза ухудшения ситуации.
Но вот проблема, голос Кремля всё менее и менее значим. А это даёт Киеву возможности или затягивать время (оставляя Россию под санкциями и в условиях уменьшения ресурсной базы) или предлагать свои темы для обсуждения. Которые могут привести к заморозке или разрешению конфликта без «федерализационных» рисков для Украины.
И тут возникает Сирия
Россия вмешивается в гражданскую войну на территории этого государства. Причём специфически.
Если брать за основу тезис о «вмешательстве Путина ради отвлечения внимания от Украины» – не особо логично бомбить в первую очередь не ИГИЛ, а «умеренных» противников Асада. В том числе пользующихся поддержкой ЕС, США, Турции и/или стран Арабского мира.
То есть комбинация не линейная. Игра рассчитана на конфронтацию. Возможно не в таком виде как случилось на сегодня — масштабный конфликт с Турцией вряд ли входил в планы Кремля. Однако любой план — не есть статичный документ. Его реализация предполагает коррективы. Вот о них и поговорим.
Итак, был этап эскалации. В том числе не понятный странам, которые в той или иной мере выступают как партнёры Киева в конфликте на Донбассе.
Потом случилось перемирие. Пока просто прекращение огня. Но очень важно то, что гарантами данного прекращения выступают военные нескольких государств. В том числе и РФ.
Дальше начинаются переговоры. Пока что встречаются рабочие группы, посредники. Цель — выход на документ, аналогичный Минску-2. И вот тут звучит слово «Федерализация». То есть получение автономии практически всеми участниками конфликта. Естественно, что в таком формате о будущем Сирии как единого государства можно забыть. Естественно, что, учитывая расселение национальных и религиозных групп по принципу «лоскутного одеяла», перекройка страны не удовлетворит ни одну из сторон. Рано или поздно будет новая война. Но это уже другой разговор. Ключевым тут является слово «федерализация».
Россия на словах пока выступает против данного сценария. Идеологами «дополнительных прав отдельным регионам» выступают ЕС, США и Турция. У каждого свои союзники. Россия, повторю, пока «упирается». Но, что забавно, концепция активно обсуждается в российских СМИ. И уже начала озвучиваться как один из вариантов дипломатами.
То есть можно предположить, что Кремль при переговорах о судьбе Сирии (а он будет участником обсуждения. Или сам, или через Асада) вначале поупирается для виду. А потом согласится на раздел этой гордой азиатской страны. И будет очень и очень настойчиво требовать согласия от Башара Асада. Добьётся. И получит козыри в игре в Украине
А теперь совмещаем процессы
Итак, давайте посмотрим на процессы в Украине и Сирии с точки зрения терминологии российской дипломатии:
В Сирии гражданская война. РФ очень настойчиво и постоянно говорит именно о гражданской войне в Украине.
В Сирии есть вмешательство армий третьих государств. В Украине тоже. Причём эскалация конфликта в Сирии заставила более активно «влезть» в конфликт и США и некоторые страны ЕС и Турцию (последнее особо важно).
Ради защиты своих интересов Турция де факто предлагает «оттяпать» часть сирийской территории для строительства «города для беженцев». Фактически создавая буферное государство под своим контролем. ЛНР и ДНР вам ничего не напоминают?
И там и там есть перемирие, которое регулярно нарушается. Но при этом в Сирии пытаются выйти на политические договоры и результаты несмотря на выполнение базового требования — прекращения огня. На Донбассе то же самое. Возник тезис и про выборы и про Ахметова с Бойко в качестве «смотрящих»
В Сирии идёт разговор о масштабной федерализации страны. Предлагают страны ЕС и США. Россия пока думает. В Украине федерализацию предлагает РФ. ЕС и США думают.
Мне лично такое сходство в развитии процессов кажется пугающим. Ещё более неприятными будут возможные сценарии развития. Это если в ближайшие 10 дней контактные группы по Сирии выйдут на черновик документа для подписания. Что мы получим в таком случае? Получим примерно следующий алгоритм:
Сирийский конфликт замораживается. И европейские политики радуются своей победе. Они ведь сняли проблему, ставшую ключевой для ЕС.
В качестве механизма решения проблемы — европейский демократический подход: самоопределение, свободные выборы и самоуправление. В идеале — федерализация. Причём эта концепция будет предложена именно со стороны ЕС.
Россия для виду возмущается. Заявит, например, что сторонники Асада не смогут выдвигаться кандидатами на территориях туркоманов или курдов. А так же заявит о рисках такого формата для существования единой Сирии. Но потом быстро (возможно с оговорками) согласиться с тем, что такой план — единственно возможный.
И вот тут возникает Украина. Кремль, основываясь на «успешном кейсе» по Сирии предлагает решить «проблему в Украине». Начинается торг. Но позиции сторонников Киева будут уже не так сильны. И Германия и Франция и США и Турция высказались за федерализацию Сирии. Им сложнее будет высказаться «против» реализации подобного «эффективного» алгоритма по Украине.
В результате торга (при негативном для Кремля сценарии) может быть предложено даже возвращение Крыма. Естественно как одного из субъектов «Украинской Федерации». Естественно, с широкими полномочиями. И тут будет использован турецкий кейс по городу для беженцев в Сирии. Тем более, если РФ согласиться разделить своё влияние на полуострове с Анкарой. У Киева будут очень слабые позиции даже по этому вопросу. Ведь агрессор «возвращает» земли. Но с условиями «защиты» граждан. И подключает к этому даже почти «союзника» Украины.
А теперь посмотрим на возможности манёвра украинской власти. Увы, они весьма невелики. В экономике страна фактически на внешнем финансировании. В политике так же не хватает субъектности. Да и время не то. Выступить против распила Сирии в данный момент равносильно:
проигрышу референдума в Нидерландах,
откладыванию безвизового статуса
лишению поддержки среди значительной части европейских политиков
уменьшению объёмов внешней помощи
репутационными рисками — выступление страны, сидящей на помощи против политики стран, эту помощь оказывающих… хм… не самый удачный вариант
Нивелированию значительной части успехов украинской дипломатии в Турции, Саудовской Аравии и других странах региона.
Стоит помнить, что сегодня кризис беженцев для той же Европы стократ более важен, чем тысячи мёртвых украинцев в Украине. Беженцы ведь в городах Германии, Франции, Австрии. А могилы украинцев — в Украине.
При чём тут Савченко
Здесь возвращаемся к вопросу суда над Надеждой Савченко. Он происходит как раз во время реализации «сирийского сценария». Вторая фаза суда над Савченко (наиболее известная в Украине) началась 15 сентября 2015 года. Операция РФ в Сирии 30 сентября этого же года.
Если ещё в середине осени сирийская пикировка Кремля привлекала больше внимания, то уже к ноябрю дело Савченко всё больше и больше выходило на первые полосы. Было кратковременное изменение — после сбитого российского самолёта. Но чем дальше, тем меньше говорили о Сирии, тем больше о Савченко.
То есть дело украинской лётчицы во многом лишь отвлекающий манёвр. Который был жизненно необходим Кремлю. Тут речь не идёт о возможностях Киева напрямую вмешаться в сирийские расклады — я трезво оцениваю потенциал украинской дипломатии. Но вот расставлять акценты, приводя удобные для Украины примеры поведения РФ в Сирии, работать со своими сторонниками сотрудники МИД могли. Должны были. Равно как и анализировать процессы, сидя в Киеве. Выносить те или иные темы для обсуждения. В том числе варианты «смерти Сирии как единого государства через федерализацию». В конце концов, приводить ещё один пример – Израиля. Где навязанное «разделение» не приводит к желаемому результату.
России нужно было чем-то занять внимание украинцев. Но почему Савченко? Украинских граждан в российских тюрьмах достаточно много. Почему же Кремль выбрал именно одну узницу? Дело, возможно, в характере. Не далее как вчера украинские каналы показывали репортажи о детстве и молодости Надежды. И там проскользнули фразы «у неё нет серого: или чёрное, или белое». А так же о силе воли, бескомпромиссности и настойчивости. А украинцы любят героев, выступающих здесь и сейчас. Посмотрите в историю. Воины, люди действия — герои. Люди, которые планировали, создавали схемы, механизмы… ну о них в лучшем случае упоминают.
Савченко подходила просто идеально. Абсурдность обвинений помноженная на резкие шаги обвиняемой естественно привлекает внимание СМИ. И естественно является раздражителем для Киева. Да защита доказала безосновательность обвинения. И это хорошо — больше внимания.
Таким образом пока РФ раскручивала свою комбинацию, украинцы следили не за тем. И сейчас, перенося вынесения приговора Кремль всего лишь ждёт удобного случая. Например, выхода на какой-то черновик по Сирии. И тогда Надежду могут обменять, отправить отбывать «наказание» на Родину. Дать небольшой срок (который она уже отсидела в СИЗО). Или даже оправдать. Естественно, это произойдёт «независимо от событий на Ближнем Востоке».
Так же естественно, что шаг Кремля (если таковой последует) будет преподносится как демонстрация доброй воли. И сигнал к началу очередных переговоров по Донбассу. Переговоров, на которых положение Киева может быть уже намного сложнее.
Что делать Киеву?
Возникает вопрос: что делать? Естественно, оставлять без внимание дело Надежны Савченко недопустимо. Но так же недопустимо не работать по другим направлениям.
Старт кремлёвской комбинации Киев проспал. Но проиграть битву не означает проиграть войну. Скоро на переговорах по Донбассу будет «сирийский кейс». А это значит, что МИД должен срочно представить аргументы против. «Израильский кейс», «иракский тупик», Оман. Вариантов можно найти множество. И главное — играть на опережение. Уже сегодня доносить своё видение. В том числе о недопустимости проведения параллелей Сирия-Украина.
Наконец, подумать об ассиметричной аргументации. Да пугать той же контрабандой, беженцами, любыми другими результатами превращения единой страны в лоскутное одеяло.
Одним словом, думать надо. Не только смотреть на картинку по ТВ или ставить красивые аватарки, но и сидеть, взвешивать вероятности, рисовать схемы действий. Иначе очередной флешмоб национального уровня может когда-то и не сработать…
Данный текст имеет целью среди прочего вызвать подобное обсуждение. Путь небольшой камушек, но лучше так, чем тишина.
Джерело: hvylya
Комментарии
Отправить комментарий